Лучшая коллекция заведений Иваново!
Главная » Статьи корреспондентов » История и традиции русской кухни

История и традиции русской кухни

Иван Иванович Иванов
Иван Иванович Иванов написал 7 ноября 2016 в 13:35
234
0

Корни русской кухни тянутся в глубину древности лесов дремучих, морских берегов скалистых, рек, по ущельям уводящих вглубь дебрей болотистых, чащ непроходимых, через озёра тихие, вглубь омутов бездонных. Издревле ведомы только этому народы пути водные, через речные пороги опасные от северных морей до южных. Там Русь на чистоте стоит. А инородцы до сих пор жалуются на плохие дороги в России.

Русская культура – это культура лесного народа, укоренённого, тысячелетиями жившего в родных местах, столь неприглядных для чужестранцев. Это культура тянется вглубь времён, в скифскую культуру и ещё глубже, к предкам скифов, к срубной культуре. Уже тогда существовал и русский очаг — всем известная русская печь, и традиционные жилища. А кухня — это, прежде всего, очаг.

Столь неизменная преданность родным местам породила самую развитую культуру заквашивания. Только оседлого образа жизни требует этот кулинарный приём, столь резко отличающий русскую кухню от кулинарных культур других народов. Кроме того заквашивание требует опредёленных погодных условий. И основной кулинарный приём, и очаг, и жилища, и одежда, по сути, тысячелетиями остающиеся неизменными, указывают на то, что русские всегда живут там, где зимой идёт снег, где много воды, а главное — живёт могучая тайга.

Уничтожение лесов губительно для русской культуры, и кулинарной в том числе. Приходили инородцы, приносили с собой беду и свои порядки. Они жгли и запахивали леса, омертвляли землю прокладыванием сухопутных дорог и городили, городили, и всё пустое. Русским же достаточно Старграда (которых один теперь в Дании, а другой в Германии) и Новгорода. На сегодня в современной России ни одного Старграда, зато три Новгорода: Новгород Великий, Новгород Нижний и Новгород Крымский, название которого сначала перевели на греческий — Неаполь Скифский — а потом и вообще поспешили переименовать в Симферополь. Кстати Старграды теперь называют Ольденбургами.

С заквашиванием связана и основа русской кулинарной культуры, впрочем, как и всякой иной кулинарной культуры. Основа эта — ритуальный напиток. На Руси Святой, а ещё раньше в Скифии, этот напиток — мёд. Заметьте, безалкогольный напиток. Готовился он путём многодесятилетней выдержки в бочке, закопанной в землю. Одну третью часть этого мёда составляли лесные ягоды, остальную — обычный пчелиный мёд. В деревянной бочке, закопанной в землю, создавались совершенно особые условия, когда продукт был надёжно защищён, при этом «дышал», не перегревался и не переохлаждался. Чем большей выдержки был мёд, тем ценнее он становился, и тем особенней было его действие. В современных скандинавских языках слово «мёд» переводят как «напиток богов». Занятно, что мёд как продукт пчеловодства называется там словом совершенно иного корня. То, что мёд — напиток богов в Скандинавии современной помнят, а вот из чего его делают, вероятно, даже не подозревают.

Позднее на Русь вместе с христианством был занесён греческий ритуальный напиток — виноградное вино.

Пришла алкогольная культура, которая постаралась извратить древний ритуальный напиток Русов. Мёды питные превратились в быстроприготавливаемые алкогольные напитки. Не сразу русские осознали, что произошло. История донесла до нас описание странных событий. Например,  отправившись в военный поход на татар ополчение князей переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских, внезапно и резко опьянело как один и почти всё утонуло в реке. Произошло это 2 августа 1377 года. А речка та до сих пор так и называется Пьяной. Потом уже выяснили, что ополчение активно угощалось мордовским пуре, которое «гостеприимная» мордва представила питным мёдом. Узнали, да воинов этим не вернёшь. Известны случаи, когда так брали целые русские города, где жители так же внезапно становились пьяными и просто валились с ног. Татарам оставалось только открыть ворота и с комфортом войти. Потом, конечно, выяснялось, что продукты подвозились в город не без участия тех же татар. Но города приходилось уже возвращать назад честным боем.

Однако Русь не так легко, а, как обычно, упираясь и растопырясь, принимала западные, да и восточные новшества. Вот уж точно, ни в короб, ни из короба, ни в короб нейдёт, ни короба не отдаёт. Растопырилась и уселась на своих кочках по болотам и лесам своим,  и попробуй энергичной распространитель цивилизованных ценностей достань её там. Так и сидит до сих пор, занимая большую часть континента. Обида загранице. Вот и назвали они Россию на современных своих картах Чёрной дырой. Страшно, всё там исчезает, а Русь все сидит. И пища-то её какая! Щи да каша. Варвары!!!

Но прежде упоминания щей и кашей, надо обязательно вспомнить квас, без которого русскому как без воздуха. Только вдумайтесь, какой мощный корень: клю-ква, ты-ква, ква-шня, а главное — Мос-ква. Только настоящие русские квасы не зерновые, а ягодные, из диких лесных ягод. Рябиновый, клюквенный, черничный, земляничный, морошковый, княженичный, смородиновый, калиновый. Хороши также плодовые квасы: яблочный, грушевый, вишнёвый. Толька выдерживать их нужно тоже в настоящих, не декоративных, бочечках. А сцеживать квас, не вскрывая бочку, а приоткрывая внизу отверстия. Цедить их необходимо через особые травы, заранее уложенные на дно бочки. Самая доступная из них сейчас — ржаная солома.

Зерновые квасы, на семи солодах, используются для хлеба. А он на русском столе всему голова. Этим всё сказано. Кстати, щи и борщи (бурые щи с бураком) — это тоже квасы. Готовили их для супов. А если хранили их в бутылках, то обязательно, на боку. Откроешь неумело такой квас, а он пеной из бутылки выплеснется, похлеще французского шампанского. Заметьте, квас — напиток безалкогольный. Но эта особенность щей дала повод русской классической литературе неуёмных ораторов сравнивать с бутылкой кислых щей.

Среди каш достаточно упомянуть королеву — гречневую кашу. Так же, как итальянец может воскликнуть: дайте мне моих спагетти с томатной пастой, больше ничего, я буду счастлив. Так русский может прошептать, а мне гречневой каши с молоком.  Кричать потомку лесного народа не с руки, распугаешь всех. Гречка родилась на Руси, есть и будет здесь всегда.

Что можно сказать о подаче русских блюд к столу? Да подавайте как угодно, лишь бы с душой.

Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями!
Комментарии (0)
+7 (4932) 37-12-64
© 2015 IvRating.ru Пользовательское соглашение
Портал с подробным описанием всех баров, ресторанов и кафе в Иваново.